Задания по математике июнь 2021 года

 

 

1. Вычисли  примеры в столбик и выполни проверку:

 

438+257          588+247                 820-164                  860-542               

 

621+199          486+235                 408-262                  840-544

 

356+207         246+528                  706-321                  961-786

 

384+616         368+256                  756-348                  611-428

 

 

 

2. Вычисли  примеры в столбик и выполни проверку:

 

748:2                945:5                    276•2                191•5

 

856:4                198:2                    121•7                315•3

 

992:4                276:3                    439•2                169•5

 

368:2                288:8                    146•5                112•8

 

 

 

3. Найди частное и остаток и выполни проверку:

 

65:9                85:9                       14:20                47:7

 

54:8                74:8                       36:40                69:22

 

38:4                75:20                     57:4                  49:15

 

27:6                83:40                     99:2                  29:32

 

 

 

4. Вычисли:

 

640:8              1000:5                   2304               204•3

 

840:7              240:4                    480•2               107•6

 

420:3              480:3                    170•3               130•5    

 

550:5              560:4                    150•6               140•6

 

 

 

5. Вспомни правило о порядке действий и вычисли:

 

100-56:(38-30)=                       800-100•(36:18)=

 

570+30-330=                            100-64+36:4=       

 

45-15•6:18=                              300:5+23•5=

 

750-150-50:5=                          108-13•7+42=

 

 

 

6. Запиши каждое из чисел в виде суммы разрядных слагаемых:

 

784,  608,  290,  304,  750,  999,  871,  111.

 

 

 

7.  Реши уравнения и выполни проверку:

 

 а•12=48                            56:в=14

 

700-у=420                         х-310=234

 

9•с=99                               в+260=890

 

у+349=599                        672+d=892

 

 

 

8. Вставь числа вместо пропусков:

 

6дм3см =  … см                        4м 5см =     см                    8р. = …   к.

 

  =     мин                          9м 5дм = …    дм                     6ч 20мин = …  мин

 

1 дм² =   см²                         1м² =    … дм²                          1 кг =    г

 

2м 10см = …  см                       870см = …  м  … см               55мм = …  см …  мм   

 

 

 

9.Начерти прямоугольник состоронами7 см и 3см.  Найди P и  S.

 

 

 

10. Начерти квадрат со стороной 5см. Найди P и  S.

 

 

 

11. Длина прямоугольника 8 см, а ширина в 4 раза меньше. Найди P и  S.

 

 

 

12. Реши задачу при помощи таблицы:

 

В 8 одинаковых бочонках 72 кг мёда. Сколько мёда в 10 таких же бочонках?

 

 

 

13. Реши задачу при помощи таблицы:

 

В семи коробках помещается 84 цветных карандаша. Сколько коробок необходимо для 96 карандашей?

 

 

 

14. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

В двух бочках 60 л воды. Для полива из первой бочки взяли 47 л, а из второй – 35л.  Сколько всего литров воды осталось в двух бочках?

 

 

 

15. Реши задачу выражением при помощи краткой записи:

 

У брата 50р., а у сестры 100р. Сколько шоколадок по цене 50р. они могут купить?

 

 

 

16. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

Мама купила несколько пирожков с мясом по25р. и столько же пирожков с капустой по 15р. За пироги с мясом она заплатила 100р. Сколько заплатила мама за пирожки с капустой?

 

 

 

17. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

Папе 36 лет, а сыну 6 лет. Во сколько раз папа старше сына?

 

 

 

 

 

18. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

Маме 28 лет, а дочери 7 лет. На сколько лет мама старше дочери?

 

 

 

 

 

19. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

В авторемонтной мастерской  100 рабочих: 72 слесаря, механиков в 6 раз меньше, чем слесарей, остальные -  электрики. Сколько электриков в автомастерской?

 

 

 

20. Реши задачу при помощи чертежа:

 

У мальчика 40 значков на тему «Спорт». Это седьмая част всех его значков. Сколько всего значков  у мальчика?

 

 

 

21.  Реши задачу при помощи чертежа:

 

 Сторож дежурит сутки. Сколько часов ему осталось дежурить, если от начала его дежурства прошла четвёртая часть суток?

 

 

 

 

 

22. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

В 4 «А» классе 30 человек. Из них 9 девочек. Сколько мальчиков в классе? Составь и реши две задачи, обратные данной.

 

 

 

 

 

23. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

На трёх этажах гаража стояло 280 машин. На втором этаже 100 машин, на третьем – 60. Сколько машин стояло на первом этаже? Составь и реши одну задачу, обратную данной.

 

 

 

24. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

Сколько рейсов надо сделать на автопогрузчике, чтобы перевести 64 коробки с бананами и 32 коробки с апельсинами, если на один рейс автопогрузчик сможет перевести 4 коробки? Реши задачу разными способами.

 

 

 

 

 

25. Реши задачу при помощи краткой записи:

 

Для ремонта школы купили18 банок белой краски и 28 банок коричневой краски. После ремонта осталось 2 банки белой краски и 5 банок коричневой. Сколько всего банок краски потратили на ремонт? Реши задачу разными способами.

 

Задания по русскому языку

Июнь  2020 года

1.Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить

 

Собака,  силач, зеркальный, ворона, змея, город, угостить, качели, старик, рябина, стрела

 

 

 

2. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

 

С..ды - ____________      цв…ток - _________________

 

з…ма - ____________      к…тята - _________________

 

д…ма - ­­­­­____________      б…льной -_______________

 

м...ря - ____________       б…льшой - _______________

 

ду…- ______________     расска…-________________

 

су…-_______________    сторо…-__________________

 

лу…_______________     камы…-__________________

 

зу…-______________      арбу….-__________________

 

 

 

3.Исправь ошибки. Запиши правильный текст.

 

Мы чясто ходим насоседний болшой пруд лавить рыпку. Переходим его по шаткому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

 

 

 

4. Впиши слова.

 

Кошке подходят клички: ________________________________________________

 

Собаке подходят клички: ________________________________________________

 

 

 

5.Напиши подходящие имена существительные.

 

Кто? ________________________________________________________

 

Что? ________________________________________________________

 

 

 

6.Напиши подходящие имена прилагательные.

 

Улыбка (какая?)_______________________________________________

 

Зайчик (какой?)________________________________________________

 

Дерево (какое?)________________________________________________

 

Цветы (какие?)________________________________________________

 

 

 

7. Напиши подходящие глаголы.

 

Художник ___________________картину.

 

Портниха ___________________платье.

 

Шофёр ___________________машину.

 

 

 

8. Раздели текст на предложения.  Запиши полученный текст

 

Анечка ложится спать мама зажгла ночник она рассказывает Анечке сказочку про маленькую девочку у девочки были крошечные волшебные башмачки они превращались в лодочки Анечка спит мама тушит ночник

 

 

 

10.Составь предложения, спиши.

 

Ежик, у, живёт , Маши

 

Ёжику, девочка, в, каши, положила, ковшик

 

Спешит, на, зверёк, ужин

 

 

 

11.Запиши слова, подбери по два однокоренных слова, выдели в них корень.

 

Зимушка, морозный, заморозок, подснежник

 

 

 

12. Запиши словарные слова на тему «школа».

 

 

 

13. Запиши предложение, выпиши из него словосочетания, подчеркни главные члены предложения

 

Маленький котёнок сладко спал на крыльце.

 

 

 

 

 

14.Запиши текст. Вставь пропущенные предлоги.

 

… угла м…ей дачи стояла кадушка … водой. Бойкий в…р…бей сел … край кадушки и стал пить.

 

 

 

15.Вставь буквы в словарные слова

 

П…суда,  мес…ц,  р…сунок,  к…р…ндаш,  м…роз,ст…лица,  кв…ртира, д…рога, п…нал, к…ньки, д…журный,  вч…ра,  т…традь,  т…л…фон, з…втра,  с…..одня, уж…н, х…рошо,  …зык,  к…рзина,

 

яг…да,  к…рова

 

 

 

16. Распредели слова по трём столбикам.

 

Солнце, солнечный, светить, чистота, чистить, чистый, победный, победа, победить, учитель, учительский, учить, день, дневной, шум, шумный, шуметь.

 

 

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 

 

 

17. Подбери к именам прилагательным антонимы.

 

Медленный ___________________________

 

Чёрный _______________________________

 

Хороший______________________________

 

Чистый-______________________________

 

 

 

18. Подбери к данным существительным синонимы.

 

Битва- ________________, печаль- _____________, волнение-___________________

 

 

 

19. Выполнить звуко-буквенный анализ слов

 

След, яма, они, лень, люк.

 

 

Задания по математике 2 класс

Июнь  2020 года

 

1. Выучить таблицу умножения на 4-9.

2. Знать компоненты при сложении и вычитании, делении и умножении:

Название и правила нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении

               5 + 2  =7

 Первое слагаемое + второе слагаемое = сумма

(Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое)

                8 - 3 =  5

 Уменьшаемое- вычитаемое  = разность

(Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.)

              4 • 6 = 24    

 Первый множитель• второй множитель = произведение

(Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель)

                  21:3=7  

     Делимое : делитель = частное

(Чтобы найти неизвестное делимое, нужно делитель  умножить  на частное,

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить   на частное)

 

3. Решить задачи (с краткой записью):

1. Для ремонта квартиры купили 14 банок с желтой красой и  32 банки с синей краской. Сколько банок с краской осталось, если истратили 17 банок?

2. Лена посадила 23 гвоздики и 15 тюльпанов. Сколько цветов осталось у Лены, если она срезала 18 цветов?

3.Утром надоили 15 литров молока и вечером 17 литров. Сколько осталось продать молока, если уже продали   23 литра?

4. Для ремонта квартиры купили 14 банок с желтой красой и  32 банки с синей краской. Сколько банок с краской осталось, если истратили 17 банок?

5. На складе в магазине было 39 мужских  и 22 женских костюма. Сколько на складе осталось костюмов, если продали 23 костюма?

6. Мама купила 3 пакета картофеля  по 2 кг в каждом. Сколько килограммов картофеля купила мама?

7. В школьном коридоре 2 ряда лампочек,   по 6 лампочек в каждом ряду. Сколько всего лампочек в коридоре?
8. Дети посадили деревья в 3 ряда, по 8 деревьев в каждом ряду. Сколько деревьев посажено?

9. В ларьке было 5 ящиков помидоров, по 3 кг в каждом. Сколько кг помидоров было в ларьке?

10. Ученик написал на уроке  4 предложения, по 3 слова в каждом. Сколько слов написал ученик?

11.Оленька нарисовала 8 портретов, а пейзажей – на 6 больше. Сколько портретов и пейзажей нарисовала Оленька?

12. В аквариуме было 12 улиток, 6 лягушек, а тритончиков – столько, сколько улиток и лягушек вместе. Сколько всего животных  жило в аквариуме?

13. В букете 16 белых и 17 желтых астр, а розовых столько, сколько белых и желтых вместе. Сколько всего астр в букете?

14.Вычисли  периметр прямоугольника, если длина равна 7 см, а ширина - 3см.

15.Найди ширину прямоугольника, если его периметр равен 28 м, а длина- 9 м.

16.Найди периметр треугольника, если стороны равны 2, см, 4 см, 6 см.

17. Начерти два отрезка, длина которых равна 4 см и 9 см. На сколько сантиметров один отрезок длиннее другого? Вычисли.

4. Переведи в новые величины:


3 дм 1 см = … см

7 дм 5 см = … см

63 см = … дм … см

88 см = … дм … см

1 м  = … дм

1 м  = … см

30 дм = … м

33 дм = … м … см

5 м 2 дм = … дм

80 дм = … м

49 дм = … м … дм

40 мм = … см

3 дм 6 см = … см

5 м = … дм

2 см 3 мм = … мм

50 мм = … см

7 дм 3 см = … см

94 дм =  …дм … см

5 м 7 дм = … дм


5. Разложи числа на десятки и единицы:


39 = ... дес. ... ед.

38 =... дес. ... ед.

27 =... дес. ... ед.

92 =... дес. ... ед.

23 =... дес. ... ед.

6. Реши примеры в столбик:

80 =... дес. ... ед.

17 =... дес. ... ед.

100 =… сот ... дес. ... ед.

44 =... дес. ... ед.                                                      

    


84 - 38 =

 

97 - 41 =

 

76 - 51 =

 

69 - 38 =

 

82 - 43 =

 

51 - 28 =

 

62+29 =

 

67+33=

 

39+53=

 

52+37=

 

35 +43 =

 

68+21 =

 

Основные правила по русскому языку.2 класс. 1полугодие 2019-2020 учебного года

 

1.Предложение.

 

  • Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
  •  Слова в предложении связаны по смыслу.
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  •  Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
  • 2. Звуки и буквы.

  • На письме звуки обозначаются буквами.
  • Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.
  • 3. Гласные звуки.

  • Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука:

             -в начале слова

             -после гласных звуков

             -после ъ и ь знаков

    -Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.

    4.Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове.

  • Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
  • Остальные слоги в слове безударные.
  • 4. Родственные слова.

  • Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.
  • Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
  • Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.

 

5. Безударные гласные в корне.

 

Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.

6. Перенос слов.

 

  • Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
  • Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
  • Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
  • Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.
  • При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .

 

Нельзя переносить:

 

-Слова из одного слога

 

-Слог из одной буквы

 

 

 

 

 

Основные правила по математике. 2 класс. 1 полугодие  2019-2020 учебного года 

                           

Вопрос

Правило

Пример

1

Компоненты сложения:

Слагаемое  +  слагаемое =  сумма

2 + 3 = 5

2

Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое надо

из суммы вычесть известное слагаемое

? + 3 = 5

5 – 3 = 2

3

Компоненты

вычитания

Уменьшаемое – вычитаемое = разность

7 – 4 = 3

4

Как найти уменьшаемое?

Чтобы найти уменьшаемое надо

к разности прибавить вычитаемое.

? – 4 = 3

4 + 3 = 7

5

Как найти неизвестное вычитаемое?

Чтобы найти вычитаемое надо

из уменьшаемого вычесть разность

7 - ? = 3

7 – 3 = 4

6

Как узнать,  на сколько одно число больше или меньше другого?

Чтобы узнать,  на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего вычесть меньшее.

На сколько 8 больше 5?

8 – 5 = 3

7

Как уменьшить число?

Уменьшить  - действие вычитание

Уменьши 9 на 3

9 – 3 = 6

8

Как увеличить число?

Увеличить – действие сложение

Увеличь 2 на 6

2 + 6 = 8

9

Однозначные числа

Числа, которые записывают одной цифрой называют  однозначными   (содержат только разряд единиц)

2, 3, 6. 8

10

Двузначные числа

Числа, которые записывают двумя цифрами

называют двузначными.

(содержат  разряд десятков и разряд единиц)

24   =   2 десятка 4 единицы

38   =   3 десятка 8 единиц

50   =   5 десятков 0 единиц

11

Какие числа называют круглыми?

У круглых двузначных чисел в  разряде единиц

записывают      0

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90

12

Как к двузначному числу прибавить  двузначное число?

Чтобы сложить двузначные числа надо

к десяткам прибавить десятки, к единицам - единицы

23 + 35 = 58

2 дес + 3 дес = 5  дес

3 ед + 5 ед = 8 ед

5 дес 8 ед = 58 

13

Как из двузначного числа вычесть двузначное число?

Чтобы вычесть из  двузначного числа двузначное число надо

из десятков вычесть десятки, из единиц - единицы

32 - 21 = 11

3 дес - 2 дес = 1  дес

2 ед - 1 ед = 1 ед

1 дес 1 ед = 11 

 

Список рекомендуемой литературы        1класс

 

1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака, А.Фета,  С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А. Майкова (1 – 2 стихотворения каждого автора).

 

2. В. Чаплина Рассказы.

 

3.М. Пришвин    « Первая охота»

 

5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».

 

6. Стихи детям о детях В. Берестова, Э. Мошковской, С. Михалкова,        Е.Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой, (1 – 2 стихотворения каждого автора).

 

7. В.Драгунский «Заколдованная буква» др. рассказы

 

8. Н.Носов  «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».

 

9. Л. Пантелеев  «Честное слово».

 

10. Б. Заходер    «Русачок», «Серая звездочка», «Кит и кот».

 

11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы», «Маркел-самодел».

 

12. М.Зощенко «Самое главное».

 

13. Н.Артюхова «Новые соседи», «Подружки»

 

14. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

 

15. Д. Мамин-Сибиряк    «Аленушкины сказки».

 

16. А. Пушкин    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

 

17. П. Бажов. «Голубая змейка»

 

18. Л. Толстой   «Золотой ключик или приключения Буратино».

 

19. Бр. Гримм  «Горшок каши», «Семеро храбрецов».

 

20.Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

 

Список литературы для летнего чтения

 

 5 класс

 

1. Мифы  и легенды Древней Греции: «Рождение Зевса», «Олимп».

 

2. Гомер «Одиссея на острове циклопов. Полифем» и др. по выбору.

 

3.Русские народные сказки «Царевна-лягушка»,  «Чего на свете не бывает», «Падчерица» и др. по выбору.

 

4. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало».

 

3. А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»,  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

 

4. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

 

5. И.С. Тургенев «Муму». Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». 
6. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

 

7 И.А. Бунин. Рассказ «В деревне».

 

8. Л.Н.Андреев. Рассказ «Петька на даче».

 

9.А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух».

 

10.А.И. Платонов. Рассказ «Никита».

 

11.П. П. Бажов. Сказ   «Каменный цветок».

 

12.Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника».

 

13.Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

 

14. А.П.Чехов «Пересолил», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия».

 

14. Г.Х. Андерсен. Сказка  «Соловей».

 

15.М. Твен «Приключения Тома Сойера».

 

16. Д.Лондон «Сказание о Кише».

 

 

 

К урокам внеклассного чтения

 

1.Казачьи заповеди, пословицы, поговорки, сказки, легенды.

 

2. М.Ю. Лермонтов. «Казачья колыбельная песня».

 

3. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отдельные главы по выбору).

 

4. Г. Белых,  А. Пантеев «Республика Шкид».

 

5. К. Булычёв «Приключения Алисы».

 

6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

 

7. Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».

 

8. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания».

 

9. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

 

10. Н.Н. Носов. «Незнайка на Луне».

 

11.М. Твен «Приключения Гекльберри Финна».

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Как воспитать книгочея?»
1. Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадет.
2. Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов.
3. Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитанном. Похвалите, даже если не все было «гладко».
4. Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец.
5. Взрослым не стоит прекращать читать ребенку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами, увлекаясь содержанием, читают ребенку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и развития.
6. Дети должны видеть родителей читающими.
7. В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок их оценит.
8. Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

Памятка
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»


1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Выучи или повтори словарные слова.
4. Прочитай задания упражнения.
5. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
6. Выполни упражнение письменно.
7. Проверь всю работу.

Памятка
«Правила списывания предложения»


1. Прочитай предложение или текст, чтобы понять его.
2. Повтори предложение , не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ты его.
3. Выдели орфограммы в тексте.
4. Прочитай шепотом предложение так, как оно написано.
5. Повтори предложение так, как будешь писать (орфографически). При списывании НЕОБХОДИМО тихонечко диктовать себе.
6. Пиши, диктуя себе орфографически.
7. Проверь себя: прочитай, что написал, подчеркни орфограммы.

Памятка
«Как правильно списывать текст»


1. Внимательно прочитай текст. Подумай, о чем в нем говорится. Выясни значение непонятных тебе слов ( спроси у учителя или посмотри в толковом словаре)
2. Прочитай каждое слово в тексте. Найди в словах буквы. Написание которых надо проверить или запомнить.
3. Спиши текст частями или целыми предложениями. Диктуй себе четко, проговаривая каждый слог.
4. Проверь себя: читай слово в тетради, а затем в учебнике.

Памятка
«Как решать задачи»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2. Запиши краткую запись или выполни чертеж.
3. Поясни. Что показывает каждое число. Повтори вопрос задачи.
4. Подумай. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала. Что потом.
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

Памятка
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков»


1. Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам. Пока задание не будет доделано до конца; посмотрите, есть ли оплошности. Предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
2. О чтении. На ночь обязательно читайте с ребенком книжки вслух по очереди. Рассматривайте иллюстрации.
3. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько ). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
__________________________________________________________________________


ПРАВИЛА ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ.
1. Ставь цель: запомнить надолго.
2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
3. Заучивай с желанием знать и помнить.
4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
5. Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки.
6. Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
7. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
8. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
9. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
__________________________________________________________

Советы родителям по развитию мышления у детей.

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное в процессе мышления знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

Упражнения в помощь родителям для развития мышления детей.

1) Чем похожи? Чем отличаются? Развивает умение сравнивать.
Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы перед ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (например, стол и стул). В ходе игры эти пары признаков последовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл.

2) «Формулирование определений». Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления.
Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось существенных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

3) «Поиск аналогов». Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства.
Называется какой-либо предмет, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифицировать эти .аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и тд.

4) Кто назовет больше признаков? Развивает умение выделять существенные признаки.
В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ


Задание № 1


Упражнение «Пословицы»
1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
2. Фиксируйте время.
Первая половина пословицы Вторая половина пословицы
1 Своя ноша                      Дитя без глазу 1
2 Каждая курица              Не сразу строилась 2
3 Смелость                       Просто открывался 3
4 Лбом стены                    Свой насест хвалит 4
5 Москва                          Не тянет 5
6 У семи нянек                 Не прошибешь 6
7 А ларчик                       Города берет 7

Упражнение «Антонимы»

 
1. Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
2. Запишите решение цифрами.
1) Добрый              8) Грязный
2) Веселый            9) Грустный
3) Чистый             10) Маленький
4) Талантливый    11) Узкий
5) Большой          12) Бездарный
6) Высокий          13) Злой
7) Широкий         14) Низкий

Задание № 2


Упражнение «Пословицы» 

1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом). 
2. Фиксируйте время.
Первая половина пословицы Вторая половина пословицы
1 Чует кошка                         К обеду 1
2 Язык                                  Будет и пища 2
3 Дыма без огня                    И умереть сладко 3
4 Будет день                        Того и погоняют 4
5 Дорога ложка                    До Киева доведет 5
6 За правду - матку              Не бывает 6
7 Кто везет                          Чье мясо съела 7

Задание № 3

 

Упражнение «Слова на тему».
1. В течение 10 мин запишите слова на тему «Зима»
2. В течение 10 мин запишите слова на тему «Космос»
3. В течение 10 мин запишите слова на тему «Библиотека»
4. В течение 10 мин запишите слова на тему «Магазин»
5. В течение 10 мин запишите слова на тему «Музыка» 

 


УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ

Упражнение 1

 

1. Каждое слово в пословице поставьте на свое место.
2. Передайте смысл пословицы своими словами.
3. Фиксируйте время.
- С, кобыле, легче, воза, баба.
- Да, учат, беды, мучат, уму.
- И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.
- Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.
- Во, еды, приходит, время, аппетит.
- А, делают, глаза, руки, страшатся.
- А, найдется, шея, бы, хомут, была.

Упражнение № 2

 

«Мини-бестселлер»
В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова: сигнал, помеха, снег, ручка, книга, дорога, погода.

Упражнение «Лабиринты».
Определите правильную последовательность строк в этих четверостишиях и запишите.
1. Песня раздается
2. Неисходною струей
3. Громче, громче льется
4. Между небом и землей

1. Он бежит себе в волнах
2. Ветер по морю гуляет
3. На раздутых парусах
4. И кораблик подгоняет


Памятка 1.

Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение: 

  • 1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением. 
  • 2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова. 
  • 3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  • 4. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить. 
  • 5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. 
  • 6. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. 
  • 7. Перед сном еще раз повтори стихотворение. 
  • 8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Памятка 2. 

Если на выучивание стихотворения дано 2 дня: 

  • 1. 1-ый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм. 
  • 2. 2-ой день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Памятка 3. 

Если стихотворение большое или трудно запоминается: 

  • 1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки. 
  • 2. Выучи первый отрывок. 
  • 3. Выучи второй отрывок. 
  • 4. Повтори первый и второй отрывки вместе. 
  • 5. Выучи третий отрывок. 
  • 6. Расскажи наизусть все стихотворение. 
  • 7. Повтори стихотворение еще раз перед сном. 
  • 8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть. 

  

  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Задание – пиктограмма: ученикам предлагается ряд понятий, к которым необходимо придумать рисуночное изображение и нарисовать его под соответствующим номером. Затем, по данным рисункам они должны будут восстановить те слова, которые называл учитель. «Какое слово было под номером 6?»  

 

Слова: праздник, урок, глагол, подлежащее, свет, игра, радость, ненастье, зрение, слух, прилагательное.

Показатель – количество правильно воспроизведенных слов. 

 

Задание – в таблице умножения выделить те суммы, которые встречаются наибольшее и наименьшее количество раз. 

Показатель – правильность и полнота группировки. 

 

Задание: запомнить и записать только названия животных, состоящие из четырех букв. Диктуется или записывается на доске 15 слов: коза, кот, лиса, волк, леопард, тигр, медведь, лев, белка, заяц, гриб, зубр, собака, енот, бык. 

Показатель – количество правильных ответов. 

 

Задание: разбить слова на группы. Эта группировка возможна и по частям речи и по сюжетной линии: двор, играть, веселый, окно, кошка, прыгать, мальчик, сидеть, открытый, бить, мяч, большой, бежать, озорной. 

Показатель – правильная группировка. Задание: на основании числового ряда заданного учителем, записать порядок действий, скрытых за величиной последующего числа. 2, 4, 8, 6, 5. Ученики должны поставить в тетрадке три «+» и два «- «, а затем по памяти воспроизвести числа, которые уменьшались и увеличивались.


 

Особенности памяти ребенка младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то младший школьный возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно. 

 

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, на сколько активно дети действуют по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Например, при простом рассматривании картинок дети запоминают гораздо хуже, чем при случаях, когда им предлагают эти картинки разложить по своим местам (отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора). Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых детьми действий восприятия и мышления. До 4-5 лет непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. 

 

Дети еще не могут поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяют для этого специальные приемы. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех – пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения детьми взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. 

 

При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда дети начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут и воспроизвести необходимое. З.М.Истомина в исследовании произвольного запоминания у младших школьников, выявила способы, с помощью которых дети осуществляют запоминание. Самым простым способом запоминания, которые применяют дети – повторение изученного вслед за взрослым. В дальнейшем повторение приобретает новую форму – дети повторяют поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано.

 

Переход к мысленному повторению превращает запоминание в процесс внутренний, делает возможным дальнейшее развитие процесса запоминания и его интеллектуализацию. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к началу младшего школьного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением активных действий восприятия и мышления, оказывается менее успешным, чем произвольное.

 

 Непроизвольное запоминание в младшем школьном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Важнейшей особенностью в развитии сознания младших школьников является то, что в ходе детского развития в центре сознания становится память. Памяти в младшем школьном возрасте принадлежит ведущая роль, не-смотря на ее видимое внешнее несовершенство. Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. 

 

Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный материал (на-пример, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание. 

 

Дошкольный возраст считают периодом, освобождающим детей от амнезии младенчества и раннего возраста. Память дошкольника уже сохраняет представления, которые интерпретируют как «обобщенные воспоминания». По мнению Л. С. Выготского, такие «обобщенные воспоминания» способны вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и установить между общими представлениями связь такого порядка, которой в опыте ребенка еще не было. Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный от-клик. 

 

В то же время, эмоциональная память не всегда сопровождается отношением к ожившему чувству, как к воспоминанию ранее пережитого. Так, ребенок, напуганный зубным врачом или директором школы, пугается при каждой встрече с ними, но не всегда осознает, с чем связано это чувство, поскольку произвольное воспроизведение чувств практически невозможно. Таким образом, несмотря на то, что эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание информации, полагаться на точность ее со-хранения можно не всегда. Тем более что если в обычных, спокойных условиях возрастание силы и яркости впечатления повышает четкость и прочность запоминания, то в экс-тремальных ситуациях (например, на контрольной) сильное потрясение ослабляет или да-же полностью глушит то, что было воспроизведено. Образная память тоже имеет свои ограничения. 

 

Дети, действительно, лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры и ее превращению в более однообразную. Таким образом, надежнее всего воспроизводятся образы, включающие в себя эмоциональный компонент: неожиданные и редко встречающиеся. Однажды детям предложили сделать рисунки на тему: «Так интересно, что даже удивительно». 

 

Внимание привлек «неожиданный», с нашей точки зрения, и действительно единственный в своем роде сюжет: «Кошка ела тараканов». Однако ответ первоклассницы на вопрос: «Что же здесь удивительного?»,— заданный нейтральным тоном, оказался для нас еще более неожиданным. Девочка буквально «возмутилась» непониманием взрослых: «Но это же неприлично — есть тараканов!». Когда мы отмечаем хорошую образную память детей, надо иметь в виду, что образная па-мять (как зрительная, так и слуховая) плохо поддается произвольному управлению, а пом-нить отчетливо только особенное, экстраординарное,— еще не значит иметь хорошую па-мять. Хорошая память традиционно связывается с памятью на слова, а при запоминании словесной информации у младших школьников, особенно в первых двух классах, отмечается склонность к механическому запечатлению, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. 

 

Это объясняется распространенным способом оценивания усилий ученика. Близкое к тексту воспроизведение учебного задания, с точки зрения взрос-лых, свидетельствует о добросовестном выполнении детьми домашней работы и обычно оценивается высоким баллом. Это побуждает ребенка отвечать как можно ближе к тексту. Кроме того, дети еще не умеют пользоваться разными способами обобщения. Не владея развернутой речью, дети еще не могут свободно, своими словами, излагать содержание прочитанного. Поэтому, опасаясь допустить неточность, они прибегают к дословному воспроизведению. Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование словесно-логического запоминания. 

 

Словесно-логическую (символическую) память подразделяют на словесную и логическую. Словесная память связана с речью и полностью формируется только к 10—13 годам. Ее отличительными чертами являются точность воспроизведения и большая зависимость от воли. Особенностью логической памяти является запоминание только смысла текста. В процессе его вычленения происходит переработка информации в более обобщенных понятиях, поэтому логическая память самым тесным образом связана с мышлением. Один из приемов логического запоминания — смысловая группировка материала в процессе заучивания.

 

Младшие школьники самостоятельно к этому приему еще не прибегают, т. к. еще плохо анализируют текст, не уме-ют выделять главное и существенное. Однако если детей специально обучать смысловой группировке текста, то даже первоклассники смогут успешно справиться с этой задачей. Постепенно произвольная память становится той функцией, на которую опирается вся учебная деятельность ребенка. Ее преимущества — в надежности и уменьшении количества ошибок при воспроизведении. Она опирается на создание установки на заучивание, т. е. на изменение мотивации этой деятельности. Активная мотивация, а также установка, уточняющая деятельность, ставят произвольное запоминание в более благоприятное положение по сравнению с непроизвольным. 

 

Учитель организует установку, дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания), учит контролировать процесс запоминания, подкрепляет его. Необходимым условием запоминания служит понимание — учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимать то, что надо запомнить, дает мотивацию запоминания: запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести навыки не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.