Май 2021 года

 

Наставление кадету                       М.М.Тибекин

 

Лучше, лучше будь, кадет,

 Героев тех, что мифами воспеты.

 Их имена ушли в забвенье лет,

 Твоё же молодо и только ждёт рассветы.

 

 Они придут, лишь только ты поймёшь,

 Пройдя через препятствия и муки.

 В Святой  Стране, в которой ты живёшь,

 Нельзя быть Патриотом без науки.

 

 Люби и чти отца и мать,

 Ведь только тот достоин уважения,

 Кто смог не только лишь заботу их забрать,

 Но сохранить и приумножить в поколения.

 

 Цени и уважай учителей,

 Как губка, впитывай их наставленья.

 Чтоб настоящим Человеком вырос ты,

 Нередко выпадают им лишенья.

 

 Будь  крепок телом, постоянно тренируй себя,

 Кадет не может быть тщедушным.

 Запомни, Родине, когда придёт беда,

 Могучий стан твой будет нужным.

 

 С высокой гордостью носи кадетский свой мундир,

 Не каждый школьник ведь его достоин.

 Из сотен тысяч выбран ты один,

 Наследников Святого Мая – воин.

 

 Ты сможешь всё преодолеть в себе:

 Страх, лень, равнодушие и злобу,

 А мужества придаст тебе

 Твоя обитель – «Девятнадцатая школа»!   

 

Муниципальное автономное общеобразовательное

 учреждение

 «Средняя школа № 19 – корпус кадет «Виктория»

 Старооскольского городского округа

  Проект

 по литературному чтению

 «Летопись. Былины. Жития»

 
 

                                                                                                            ученика 2 «А» класса

                                                                                                                Юзбегиева Артёма

                                                                       Старый Оскол

2020

 Тема проекта: «Летопись. Былины. Жития».

 Цель проекта: рассказать особенности летописей, былин и жития.

 Задачи:

 ·                 Рассказать, что такое летописи и кто их создавал.

 ·                 Познакомить с понятиями «Былины» и «Житие».

 ·                 Испытать чувство гордости за прошлое нашей страны, любовь к русской словесности, возбудить интерес к литературному творчеству.

  Этапы работы:

 ·                 сбор информации по теме проекта;

 ·                 чтение дополнительной литературы;

 ·                 поиск информации в интернет;

 ·                 сделать выводы.

Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето…» (то есть «в году…»), отсюда название – летопись.

 Каждый крупный город вёл свою летопись.

 Вражда между князьями приводила к тому, что в летописи искажались отдельные события.

 На основе первичных летописей составлялись летописные своды.                              

 

Огромную роль для нашей истории сыграл написанный в XII веке монахом Нестором труд «Повесть временных лет».

 «Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом земли Русской. Поэтому она является важным историко-политическим документом.

До наших дней дошли летописи о Вещем Олеге: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» и «И вспомнил Олег коня своего». Эти летописи описывают важные события ХII века в жизни русского народа: о завоевании Царьграда Вещим Олегом, защите русских земель и расширении их за счёт завоевания соседних.

 До наших дней дошли летописи о Вещем Олеге: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» и «И вспомнил Олег коня своего». Эти летописи описывают важные события ХII века в жизни русского народа: о завоевании Царьграда Вещим Олегом, защите русских земель и расширении их за счёт завоевания соседних.

Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

 Былины рассказывают:

 * о защите земли Русской от врагов;

 * о борьбе с чудовищами и с иноземными врагами;

 * о встречах и спасении родных;

 * о сватовстве и борьбе героя за невесту;

 * о состязаниях между богатырями.

 Целый мир древней русской жизни открывается в былинах. Их основной герой – это богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Одновременно, это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, это был человек из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды: боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства  хитрый и изворотливый Алёша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были выразителями народной воли, дум, надежд. И главной из них была Защита Руси от лютых врагов.

В былинах «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца» рассказывается о подвигах Ильи Муромца.

  Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

 

 ЖИТИЕ – описание жизни православных святых с указанием наиболее значимых событий их жизни, о подвигах во имя Бога. В Житие звучали призывы о милосердии и любви к людям.

  Один из самых почитаемых православных святых – Сергий Радонежский. В «Житие Сергия Радонежского» описывается жизнь Варфоломея, ставшего впоследствии Сергием Радонежским, показывается его чистая душа и стремление с святости, сильнейшее желание служить Богу и помогать людям.

Выводы:

 1.               Летописи, Былины и Житие – жанры древнерусской литературы  XII XVI веков.

 2.               Летопись – это запись событий по годам, которую писали монахи-летописцы в монастырях. На основе первичных летописей составлялись летописные своды. Самый знаменитый летописец XII века – монах Нестор. Он написал труд «Повесть временных лет», которая являлась источником сведений о прошлом земли Русской.

 3.               Былины – один из видов устного народного творчества. Гусляры исполняли былины на радостных и скорбных пирах о славных богатырях и князьях, о военных походах и нашествиях кочевников, о великих победах и поражениях Руси.

 4.               Житие – описание жизни православных святых с указанием наиболее значимых событий их жизни, о подвигах во имя Бога. В Житие звучали призывы о милосердии и любви к людям.

Выражаю благодарность за помощь в поиске материала к проекту и его оформление классному руководителю Воротынцевой Ирине Владимировне и  моей бабушке  Сапрыкиной Людмиле Михайловне.

  Использованная литература:

 1.               Илья Муромец и Соловей-разбойник, пересказ А.Н.Нечаева. – М.: Стрекоза, 2014

 2.               Былины, пересказ Н.П.Колпаковой – Л.: Художник РСФСР, 1973.

 3.               Русские волшебные сказки. – Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2014.

 4.               Православные святые. – С-Пб.: «Респект», 1996.

 5.               Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.. – М.: Просвещение, 2015.

 6.               Yandex.ru/images/search?text =%DO%BF

Встреча  в городской библиотеке  №11 с Есиповой И.Х., научным сотрудником Стаооскольского краеведческого музея. 1 марта 2017 года

Масленица-2017. Проводы зимы.

 3 "А" класс в  патриотическом клубе "Поиск" 5 февраля 2017 года

Ученики 3 "А" класса активно готовятся к празднованию Нового года. Они сами в мастерской Деда Мороза сделали украшения для школьной елки. Здесь и волшебные гирлянды, и сказочные персонажи, и символ года - Красный огненный петух.Своими игрушками дети украсили свой класс и коридоры школы.

Воротынцева Ирина Владимировна,

классный руководитель3 "А" класса

Ученики 3 "А" класса  в канун  Нового 2017 года написали письма самому главному волшебнику Деду Морозу!Пожелали ему крепкого здоровья, счастья, успехов в НЕЛЁГКОМ труде. А главное- попросили исполнить их самые заветные желания и принести интересные подарки! Ребята надеются, что письма до адресата дойдут!

Воротынцева Ирина Владимировна,

классный руководитель  3 "А" класса

Здравствуй, Зимушка-зима!!!

 

Заметка в газету "Веснушка".

Современная  сказка

"Ночное  соревнование"

 

В школе на уроке чтения наша учительница Ирина Владимировна предложила поработать над проектом «Сочиняем волшебную сказку». Но учитель сказала, чтобы сказка получилась не только волшебной, но современной и поучительной. Мне задание очень понравилось. Я очень постарался.  Ведь в этой истории есть немного и про меня. Вот что у меня получилось. Своей сказкой хочу поделиться с читателями «Веснушки». Может, и ребята задумаются, что чтение – залог хорошей учёбы.

 

... В одном современном городе жил-был мальчик Данил.  На видном месте письменного стола у него всегда находились  смартфон и  планшет. А интересная книжка  пылилась на полке рядом.

 

Как-то вечером мальчик оставил все свои гаджеты на столе, а сам отправился спать. Ночью между планшетом и смартфоном завязался  спор, кто из них круче:

 

– Я самый лучший, – сказал смартфон, – у меня процессор в четыре ядра, экран в пять дюймов, два гигабайта памяти, внутри двадцать игрушек.

 

–Нет, я самый крутой! У меня процессор восемь ядер, шестнадцать гигабайт памяти, экран десять дюймов, – закричал смартфон.

 

А книга не стала хвастаться. Она  тихо стояла на своей полке. Пока планшет и смартфон спорили, у них закончился заряд и  они…  потухли.

 

Наступило утро. Данил проснулся, взял смартфон и планшет. Но они не включались. От нечего делать мальчик взял в руки книгу. Рассказы так заинтересовали его, что каждый день он прибегал из  школы, быстро делал уроки и сразу же брался за любимое чтение.

 

Победителем в этом споре оказалась книга. Книга-это знания, знания - это сила!   А чтение – залог хорошей учёбы!

Ноябрь 2016 года

 

Чеботарёв Никита,

 

3 «А» класс

 

МАОУ «СШ №19 –корпус кадет «Виктория»

 

Бессмертный полк - 2016 года нашего класса!

Семисиоха Михаил Павлович

Семисоха Михаил Павлович до войны жил в городе Макеевка на Украине. Работал начальником шахты. Когда началась война, он ушел на фронт. Это было в конце июня 1941 года. Воевал на разных фронтах. Был командиром роты связи, в звании капитан. Погиб 12 мая 1944 года. Он защищал город Севастополь от немецко-фашистских захватчиков. Похоронен на военном кладбище имени  «Героя Советского Союза Генерала Горпищенко». Посмертно награжден двумя орденами Боевого Красного знамени.

 Кальченко Иван Прокофьевич

Родился в многодетной крестьянской семье Краснолиманском районе донецкой области в 1924 году. В августе 1941 года был призван в красную армию. Служил в пехоте и артиллерии   минометчиком.  Награжден орденом «Отечественной Войны II степени» и медалями: «За отвагу» и «За взятие Вены» и другими боевыми наградами. Служил на Калининском, третьем Украинском фронте, воевал и закончил войну в Манчжурии.

 Байбаков Борис Васильевич

Байбаков Борис Васильевич встретил войну в городе Бресте. Был защитником  Брестской крепости, которая первой встретила рано утром 22 июня 1941 года войну. Дошёл до Берлина, где  его ранило осколком гранаты.

 Чеботарев Гаврил Сергеевич

Чеботарев Гаврил Сергеевич с первых дней войны ушел на фронт, служил в танковых войсках. Воинское звание – младший лейтенант. Погиб смертью храбрых в декабре  1942 года в боях на подступах к  Воронежу.

 Чеботарёв Василий Гаврилович

Чеботарёв Василий Гаврилович в марте 1943 года был призван на военную службу и находился в рядах действующей армии по май 45 года в составе зенитно-артиллерийского дивизиона.  Был командиром орудия.  Их  зенитно-артиллерийский полк должен был защищать от вражеских налетов небо Москвы.

 Шестаков Федор Давыдович

Шестаков Федор Давыдович в  конце 1941 года  был призван в действующую армию. Попал в пехоту.  Семья успела получить от него только два письма.  В последнем он сообщал, что  их подразделение готовится к атаке. Вскоре семья получила письмо,  в котором сообщалось, что  Федор Давыдович пропал без вести.

 Золотых  Яков Тихонович

На войну Яков Тихонович Золотых ушёл в  1941 году. Был четырежды ранен. Полк  Якова Золотых подошёл к берегу реки Восточной  Пруссии. От врага отделяла узкая полоска воды. Командир собрал разведчиков и приказал любой ценой добыть «языка». Золотых с задачей справился. За этот подвиг Яков Тихонович даже получил отпуск с разрешением поехать домой. Закончил войну в Восточной Пруссии в мае 1945 года.

Награждён двумя орденами Красной Звезды, два ордена Отечественной войны, тремя медалями «За отвагу», нагрудным знаком «Отличный разведчик»  и другими медалями.

Нет в России семьи такой, где не памятен  свой  герой…     

 

9 мая, в день Великой Победы, 12 семей учащихся 2 «А» класса  вышли  с портретами своих прадедов на акцию «Бессмертный полк» . Школьники в колонне со взрослыми  совершили путь длиной в 4,6 километра – от Атаманского леса до Центра молодёжных инициатив.  Учащиеся  с гордостью несли портреты своих героев. Каждый понимал важность этого мероприятия, каждому хотелось, чтобы именно его  прадед прошёл в этой колонне.  В этом году  наша страна отмечает 71-ю   годовщину Победы в Великой Отечественной войне.  С тех пор прошло уже много десятилетий, с каждым годом становится меньше тех людей, которые были участниками, живыми свидетелями  той войны. Но память о них должна жить в наших сердцах.

 

Воротынцева И.В.,

 

классный руководитель 2 «А» класса

 

Никто не забыт! Ничто не забыто!

Когда началась Великая Отечественная война, моей прабабушке Ане было столько же лет, сколько мне  сейчас. Воспоминания обо всём, что ей пришлось испытать тогда, она пронесла через всю жизнь. Это тревога и страх от ужасного слова «война», которое звучало тогда повсюду. Холод и сырость старого подвала, в котором взрослые спрятали детей, когда в деревню Отрада пришли фашисты. Это слёзы её мамы, моей прапрабабушки, проводившей на фронт двух сыновей.  Это голод, когда хлеб пекли из лебеды, потому что не было зерна и муки. Прабабушка рассказывала мне, как по улице шли танки. Немцы отступали, и через их деревеньку прошла колонна техники. Лязг от гусениц стоял такой, что дребезжали стёкла в маленьких окошках  хаты. Бабушке, хоть и страшно было, но так хотелось  взглянуть на это чудище – танк. Но взрослые отгоняли детей от окон.

Прабабушка Аня  рассказывала, как рано утром все жители Отрады вышли встречать наших солдат. А они шли по улицам красивые, сильные, смелые, но уставшие, давали ребятишкам кусочки настоящего хлеба и сахара. А потом за радостью освобождения пришла в семью беда: почтальон принёс извещение о том, что старший брат Байбаков Анатолий Васильевич  пропал без вести. Дедушка Анатолий умер от голода, болезней, издевательств фашистов в лагере «Ламсдорф». Об этом совсем недавно  узнала моя тётя через Интернет. Ей удалось даже найти карточку военнопленного, в которую была вклеена фотография.

А  прадедушку Байбакова Бориса Васильевича я хорошо помню. Он приезжал к нам в гости из города Бреста. Он рассказывал о войне, о Брестской крепости, которая первой встретила рано утром 22 июня 1941 года войну. Рассказывал о том, как его ранило осколком гранаты в Берлине.

9 мая я со всей семьёй отправлюсь на парад Победы и обязательно возьму фотографии моих дедушек, потому что это их праздник - День Великой Победы!                                      Вагнер Александр ,1 "А"класс

Вагнер Саша. Осенняя фантзия
Вагнер Саша. Осенняя фантзия
Каратовская Лиза Яблочный денёк
Каратовская Лиза Яблочный денёк
Лихачёв Егор. Вышивка" Яблочко"
Лихачёв Егор. Вышивка" Яблочко"
Толмачёв Марк Поделка "Яблочный денёк"
Толмачёв Марк Поделка "Яблочный денёк"
Карикова Маша. Поделка" Райские яблочки"
Карикова Маша. Поделка" Райские яблочки"
Елькин Дима Поделка "Яболчко наливное"
Елькин Дима Поделка "Яболчко наливное"
У нас яблочный денёк!
У нас яблочный денёк!
Елькин Дима. Поделка " Яблочко наливное"
Елькин Дима. Поделка " Яблочко наливное"
зубков данил Поделка "Корзина с яблоками"
зубков данил Поделка "Корзина с яблоками"
Сапрыкин Дима Поделка изсолёного теста "Яблочный урожай"
Сапрыкин Дима Поделка изсолёного теста "Яблочный урожай"
Тетерятников Андрей " Яблочный урожай"
Тетерятников Андрей " Яблочный урожай"
Масленникова Арина " Яблочная гусеница"
Масленникова Арина " Яблочная гусеница"
Осенняя поделка 1 класс Варнер Саша 2014-2015 учебный год
Осенняя поделка 1 класс Варнер Саша 2014-2015 учебный год
Рисунок по теме "Осень" Вагнер Саша 1 класс 2014 -2015 учебный год
Рисунок по теме "Осень" Вагнер Саша 1 класс 2014 -2015 учебный год
Рисунок по теме "О, спорт, ты мир!" Вагнер Саша  1 класс2014-2015 учебный год 1
Рисунок по теме "О, спорт, ты мир!" Вагнер Саша 1 класс2014-2015 учебный год 1