Список литературы для летнего чтения

 

 5 класс

 

1. Мифы  и легенды Древней Греции: «Рождение Зевса», «Олимп».

 

2. Гомер «Одиссея на острове циклопов. Полифем» и др. по выбору.

 

3.Русские народные сказки «Царевна-лягушка»,  «Чего на свете не бывает», «Падчерица» и др. по выбору.

 

4. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало».

 

3. А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»,  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

 

4. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

 

5. И.С. Тургенев «Муму». Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». 
6. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

 

7 И.А. Бунин. Рассказ «В деревне».

 

8. Л.Н.Андреев. Рассказ «Петька на даче».

 

9.А.И. Куприн. Рассказ «Золотой петух».

 

10.А.И. Платонов. Рассказ «Никита».

 

11.П. П. Бажов. Сказ   «Каменный цветок».

 

12.Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника».

 

13.Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

 

14. А.П.Чехов «Пересолил», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия».

 

14. Г.Х. Андерсен. Сказка  «Соловей».

 

15.М. Твен «Приключения Тома Сойера».

 

16. Д.Лондон «Сказание о Кише».

 

 

 

К урокам внеклассного чтения

 

1.Казачьи заповеди, пословицы, поговорки, сказки, легенды.

 

2. М.Ю. Лермонтов. «Казачья колыбельная песня».

 

3. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отдельные главы по выбору).

 

4. Г. Белых,  А. Пантеев «Республика Шкид».

 

5. К. Булычёв «Приключения Алисы».

 

6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

 

7. Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».

 

8. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания».

 

9. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

 

10. Н.Н. Носов. «Незнайка на Луне».

 

11.М. Твен «Приключения Гекльберри Финна».

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Как воспитать книгочея?»
1. Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадет.
2. Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов.
3. Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитанном. Похвалите, даже если не все было «гладко».
4. Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец.
5. Взрослым не стоит прекращать читать ребенку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами, увлекаясь содержанием, читают ребенку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и развития.
6. Дети должны видеть родителей читающими.
7. В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок их оценит.
8. Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

Памятка
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»


1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Выучи или повтори словарные слова.
4. Прочитай задания упражнения.
5. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
6. Выполни упражнение письменно.
7. Проверь всю работу.

Памятка
«Правила списывания предложения»


1. Прочитай предложение или текст, чтобы понять его.
2. Повтори предложение , не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ты его.
3. Выдели орфограммы в тексте.
4. Прочитай шепотом предложение так, как оно написано.
5. Повтори предложение так, как будешь писать (орфографически). При списывании НЕОБХОДИМО тихонечко диктовать себе.
6. Пиши, диктуя себе орфографически.
7. Проверь себя: прочитай, что написал, подчеркни орфограммы.

Памятка
«Как правильно списывать текст»


1. Внимательно прочитай текст. Подумай, о чем в нем говорится. Выясни значение непонятных тебе слов ( спроси у учителя или посмотри в толковом словаре)
2. Прочитай каждое слово в тексте. Найди в словах буквы. Написание которых надо проверить или запомнить.
3. Спиши текст частями или целыми предложениями. Диктуй себе четко, проговаривая каждый слог.
4. Проверь себя: читай слово в тетради, а затем в учебнике.

Памятка
«Как решать задачи»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2. Запиши краткую запись или выполни чертеж.
3. Поясни. Что показывает каждое число. Повтори вопрос задачи.
4. Подумай. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала. Что потом.
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

Памятка
«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков»


1. Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам. Пока задание не будет доделано до конца; посмотрите, есть ли оплошности. Предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
2. О чтении. На ночь обязательно читайте с ребенком книжки вслух по очереди. Рассматривайте иллюстрации.
3. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько ). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
__________________________________________________________________________


ПРАВИЛА ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ.
1. Ставь цель: запомнить надолго.
2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
3. Заучивай с желанием знать и помнить.
4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
5. Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки.
6. Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
7. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
8. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
9. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
__________________________________________________________

Советы родителям по развитию мышления у детей.

1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное в процессе мышления знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.

Упражнения в помощь родителям для развития мышления детей.

1) Чем похожи? Чем отличаются? Развивает умение сравнивать.
Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы перед ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (например, стол и стул). В ходе игры эти пары признаков последовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл.

2) «Формулирование определений». Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления.
Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось существенных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарактеризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

3) «Поиск аналогов». Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства.
Называется какой-либо предмет, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифицировать эти .аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и тд.

4) Кто назовет больше признаков? Развивает умение выделять существенные признаки.
В игре принимает участие неограниченное число участников. Ведущий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ И ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ


Задание № 1


Упражнение «Пословицы»
1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
2. Фиксируйте время.
Первая половина пословицы Вторая половина пословицы
1 Своя ноша                      Дитя без глазу 1
2 Каждая курица              Не сразу строилась 2
3 Смелость                       Просто открывался 3
4 Лбом стены                    Свой насест хвалит 4
5 Москва                          Не тянет 5
6 У семи нянек                 Не прошибешь 6
7 А ларчик                       Города берет 7

Упражнение «Антонимы»

 
1. Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
2. Запишите решение цифрами.
1) Добрый              8) Грязный
2) Веселый            9) Грустный
3) Чистый             10) Маленький
4) Талантливый    11) Узкий
5) Большой          12) Бездарный
6) Высокий          13) Злой
7) Широкий         14) Низкий

Задание № 2


Упражнение «Пословицы» 

1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок ( результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом). 
2. Фиксируйте время.
Первая половина пословицы Вторая половина пословицы
1 Чует кошка                         К обеду 1
2 Язык                                  Будет и пища 2
3 Дыма без огня                    И умереть сладко 3
4 Будет день                        Того и погоняют 4
5 Дорога ложка                    До Киева доведет 5
6 За правду - матку              Не бывает 6
7 Кто везет                          Чье мясо съела 7

Задание № 3

 

Упражнение «Слова на тему».
1. В течение 10 мин запишите слова на тему «Зима»
2. В течение 10 мин запишите слова на тему «Космос»
3. В течение 10 мин запишите слова на тему «Библиотека»
4. В течение 10 мин запишите слова на тему «Магазин»
5. В течение 10 мин запишите слова на тему «Музыка» 

 


УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ

Упражнение 1

 

1. Каждое слово в пословице поставьте на свое место.
2. Передайте смысл пословицы своими словами.
3. Фиксируйте время.
- С, кобыле, легче, воза, баба.
- Да, учат, беды, мучат, уму.
- И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.
- Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.
- Во, еды, приходит, время, аппетит.
- А, делают, глаза, руки, страшатся.
- А, найдется, шея, бы, хомут, была.

Упражнение № 2

 

«Мини-бестселлер»
В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова: сигнал, помеха, снег, ручка, книга, дорога, погода.

Упражнение «Лабиринты».
Определите правильную последовательность строк в этих четверостишиях и запишите.
1. Песня раздается
2. Неисходною струей
3. Громче, громче льется
4. Между небом и землей

1. Он бежит себе в волнах
2. Ветер по морю гуляет
3. На раздутых парусах
4. И кораблик подгоняет


Памятка 1.

Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение: 

  • 1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением. 
  • 2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова. 
  • 3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  • 4. Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить. 
  • 5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст. 
  • 6. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. 
  • 7. Перед сном еще раз повтори стихотворение. 
  • 8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Памятка 2. 

Если на выучивание стихотворения дано 2 дня: 

  • 1. 1-ый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм. 
  • 2. 2-ой день. Прочитай стихотворение про себя. Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Памятка 3. 

Если стихотворение большое или трудно запоминается: 

  • 1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки. 
  • 2. Выучи первый отрывок. 
  • 3. Выучи второй отрывок. 
  • 4. Повтори первый и второй отрывки вместе. 
  • 5. Выучи третий отрывок. 
  • 6. Расскажи наизусть все стихотворение. 
  • 7. Повтори стихотворение еще раз перед сном. 
  • 8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть. 

  

  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Задание – пиктограмма: ученикам предлагается ряд понятий, к которым необходимо придумать рисуночное изображение и нарисовать его под соответствующим номером. Затем, по данным рисункам они должны будут восстановить те слова, которые называл учитель. «Какое слово было под номером 6?»  

 

Слова: праздник, урок, глагол, подлежащее, свет, игра, радость, ненастье, зрение, слух, прилагательное.

Показатель – количество правильно воспроизведенных слов. 

 

Задание – в таблице умножения выделить те суммы, которые встречаются наибольшее и наименьшее количество раз. 

Показатель – правильность и полнота группировки. 

 

Задание: запомнить и записать только названия животных, состоящие из четырех букв. Диктуется или записывается на доске 15 слов: коза, кот, лиса, волк, леопард, тигр, медведь, лев, белка, заяц, гриб, зубр, собака, енот, бык. 

Показатель – количество правильных ответов. 

 

Задание: разбить слова на группы. Эта группировка возможна и по частям речи и по сюжетной линии: двор, играть, веселый, окно, кошка, прыгать, мальчик, сидеть, открытый, бить, мяч, большой, бежать, озорной. 

Показатель – правильная группировка. Задание: на основании числового ряда заданного учителем, записать порядок действий, скрытых за величиной последующего числа. 2, 4, 8, 6, 5. Ученики должны поставить в тетрадке три «+» и два «- «, а затем по памяти воспроизвести числа, которые уменьшались и увеличивались.


 

Особенности памяти ребенка младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то младший школьный возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно. 

 

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, на сколько активно дети действуют по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Например, при простом рассматривании картинок дети запоминают гораздо хуже, чем при случаях, когда им предлагают эти картинки разложить по своим местам (отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора). Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых детьми действий восприятия и мышления. До 4-5 лет непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. 

 

Дети еще не могут поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяют для этого специальные приемы. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех – пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения детьми взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. 

 

При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда дети начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут и воспроизвести необходимое. З.М.Истомина в исследовании произвольного запоминания у младших школьников, выявила способы, с помощью которых дети осуществляют запоминание. Самым простым способом запоминания, которые применяют дети – повторение изученного вслед за взрослым. В дальнейшем повторение приобретает новую форму – дети повторяют поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано.

 

Переход к мысленному повторению превращает запоминание в процесс внутренний, делает возможным дальнейшее развитие процесса запоминания и его интеллектуализацию. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к началу младшего школьного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением активных действий восприятия и мышления, оказывается менее успешным, чем произвольное.

 

 Непроизвольное запоминание в младшем школьном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Важнейшей особенностью в развитии сознания младших школьников является то, что в ходе детского развития в центре сознания становится память. Памяти в младшем школьном возрасте принадлежит ведущая роль, не-смотря на ее видимое внешнее несовершенство. Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. 

 

Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный материал (на-пример, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание. 

 

Дошкольный возраст считают периодом, освобождающим детей от амнезии младенчества и раннего возраста. Память дошкольника уже сохраняет представления, которые интерпретируют как «обобщенные воспоминания». По мнению Л. С. Выготского, такие «обобщенные воспоминания» способны вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и установить между общими представлениями связь такого порядка, которой в опыте ребенка еще не было. Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный от-клик. 

 

В то же время, эмоциональная память не всегда сопровождается отношением к ожившему чувству, как к воспоминанию ранее пережитого. Так, ребенок, напуганный зубным врачом или директором школы, пугается при каждой встрече с ними, но не всегда осознает, с чем связано это чувство, поскольку произвольное воспроизведение чувств практически невозможно. Таким образом, несмотря на то, что эмоциональная память обеспечивает быстрое и прочное запоминание информации, полагаться на точность ее со-хранения можно не всегда. Тем более что если в обычных, спокойных условиях возрастание силы и яркости впечатления повышает четкость и прочность запоминания, то в экс-тремальных ситуациях (например, на контрольной) сильное потрясение ослабляет или да-же полностью глушит то, что было воспроизведено. Образная память тоже имеет свои ограничения. 

 

Дети, действительно, лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры и ее превращению в более однообразную. Таким образом, надежнее всего воспроизводятся образы, включающие в себя эмоциональный компонент: неожиданные и редко встречающиеся. Однажды детям предложили сделать рисунки на тему: «Так интересно, что даже удивительно». 

 

Внимание привлек «неожиданный», с нашей точки зрения, и действительно единственный в своем роде сюжет: «Кошка ела тараканов». Однако ответ первоклассницы на вопрос: «Что же здесь удивительного?»,— заданный нейтральным тоном, оказался для нас еще более неожиданным. Девочка буквально «возмутилась» непониманием взрослых: «Но это же неприлично — есть тараканов!». Когда мы отмечаем хорошую образную память детей, надо иметь в виду, что образная па-мять (как зрительная, так и слуховая) плохо поддается произвольному управлению, а пом-нить отчетливо только особенное, экстраординарное,— еще не значит иметь хорошую па-мять. Хорошая память традиционно связывается с памятью на слова, а при запоминании словесной информации у младших школьников, особенно в первых двух классах, отмечается склонность к механическому запечатлению, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. 

 

Это объясняется распространенным способом оценивания усилий ученика. Близкое к тексту воспроизведение учебного задания, с точки зрения взрос-лых, свидетельствует о добросовестном выполнении детьми домашней работы и обычно оценивается высоким баллом. Это побуждает ребенка отвечать как можно ближе к тексту. Кроме того, дети еще не умеют пользоваться разными способами обобщения. Не владея развернутой речью, дети еще не могут свободно, своими словами, излагать содержание прочитанного. Поэтому, опасаясь допустить неточность, они прибегают к дословному воспроизведению. Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование словесно-логического запоминания. 

 

Словесно-логическую (символическую) память подразделяют на словесную и логическую. Словесная память связана с речью и полностью формируется только к 10—13 годам. Ее отличительными чертами являются точность воспроизведения и большая зависимость от воли. Особенностью логической памяти является запоминание только смысла текста. В процессе его вычленения происходит переработка информации в более обобщенных понятиях, поэтому логическая память самым тесным образом связана с мышлением. Один из приемов логического запоминания — смысловая группировка материала в процессе заучивания.

 

Младшие школьники самостоятельно к этому приему еще не прибегают, т. к. еще плохо анализируют текст, не уме-ют выделять главное и существенное. Однако если детей специально обучать смысловой группировке текста, то даже первоклассники смогут успешно справиться с этой задачей. Постепенно произвольная память становится той функцией, на которую опирается вся учебная деятельность ребенка. Ее преимущества — в надежности и уменьшении количества ошибок при воспроизведении. Она опирается на создание установки на заучивание, т. е. на изменение мотивации этой деятельности. Активная мотивация, а также установка, уточняющая деятельность, ставят произвольное запоминание в более благоприятное положение по сравнению с непроизвольным. 

 

Учитель организует установку, дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания), учит контролировать процесс запоминания, подкрепляет его. Необходимым условием запоминания служит понимание — учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимать то, что надо запомнить, дает мотивацию запоминания: запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести навыки не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.